Как часто надо осматривать заземление

Основной задачей, решаемой при визуальном обследовании систем заземления, является выяснение их текущего состояния и соответствия техническим и эксплуатационным нормам. При этом согласно действующим нормативам открыто проложенные заземляющие проводники могут подвергаться и более тщательной проверке, включающей в себя частичное вскрытие грунта вблизи шины.

Цели осмотра и нормируемые показатели

В отдельных случаях (в соответствии с утверждённым графиком или к сроку, определяемому особым распоряжением руководителя подразделения) организуется замер параметров контура с целью выяснения степени соответствия их нормируемым значениям.

Порядок и периодичность осмотра открытых участков заземления регламентируются требованиями ПТЭЭП, а также рядом строительных нормативов, имеющих отношение к их обустройству. На основании перечисленных выше нормативных документов устанавливаются те интервалы, с учётом которых открытые части системы и заземлитель обследуются на предмет наличия на них каких-либо визуально различимых повреждений.

Помимо этого, в действующих нормативах оговаривается ряд технических моментов, на которые в ходе осмотра проверки заземления необходимо обратить внимание. К ним, в частности, относятся оценка текущего состояния защитного покрытия шин, а также осмотр и проверка качества сварных и болтовых соединений.

Сроки и порядок проведения обследований

Конкретные сроки проверки состояния ЗС (шинной разводки и контура заземления) включаются в график проведения ППР, утверждаемый техническим руководителем данного объекта. Согласно пункту 2.7.9. ПТЭЭП визуальный осмотр открытых участков системы должен проводиться не реже одного раза в полугодие.

Аналогичные осмотры, предполагающие частичную выборку грунта в районе открытых мест, организуются не реже чем один раз в 12 лет.

В ходе визуальных осмотров участков контура заземления обязательной проверке подлежат:

  • состояние контактных и сварных сочленений между отдельными составляющими системы заземления (самим заземлителем, соединительными полосами и эксплуатируемым оборудованием);
  • целостность слоя антикоррозионного защитного покрытия заземления;
  • отсутствие каких-либо обрывов в шинной цепи.

По результатам проведённого обследования составляется акт о текущем состоянии объекта и его заземляющего контура. А все полученные при этом данные обязательно заносятся в паспорт тестируемого устройства.

Периодические осмотры с частичным вскрытием почвы вблизи заземлений нейтральных проводников силовых устройств, присоединений разрядников и ограничителей перенапряжений также производятся в соответствии с графиком ППР. По аналогии с обычными открытыми участками трассы проверку этих мест также следует проводить не реже одного раза в двенадцать лет.

Требования к открытому монтажу заземляющих проводников

Согласно действующим техническим нормативам, в которых требования к обустройству заземляющего контура оговариваются особо, защитные проводники внутри помещений и в пределах наружных пространств могут прокладываться открыто. Такой способ их монтажа позволяет периодически контролировать состояние отдельных шин и обеспечивает частичный доступ к прилегающим к ним скрытым в грунте участкам.

Указанное требование не распространяется на так называемые «нулевые» жилы заземления, а также на кабели в бронированной или стальной оболочке. Не относится оно и к заземляющим PE проводам, намеренно прокладываемым в коробах или металлических трубах, или в скрытых в стенах нишах.

Прокладка

Заземляющие шины прокладываются только горизонтально или только вертикально, а при наличии наклонных конструктивных элементов – параллельно им. В помещениях с низким уровнем влажности такие шины могут монтироваться прямо по основанию из кирпича или бетона. В этом случае жёсткая фиксация стальных полос осуществляется посредством специальных креплений (дюбель-гвоздей).

В помещениях, относящихся к категории «сырых» или «очень сырых», а также содержащих едкие испарения, монтируемым проводникам заземления потребуется специальная подкладка в виде опор, отстоящих от основания не менее чем на 10 миллиметров.

Шаг крепления стальных полос должен быть порядка 0,6-1,0 метра на прямых участках прокладки и примерно 0,1 метра при изгибе трассы в местах её ответвлений. Высота относительно пола выбирается равной 0,4-0,6 метра, а удаление от съёмных перекрытий кабельных каналов не должно быть менее 50-ти миллиметров. Через потолочные перекрытия и стенные перегородки проводники заземления прокладываются в специально оформленных проёмах с защитными гильзами.

Окрашивание

Открыто размещённые защитные проводники заземления окрашивают таким образом, чтобы их при желании можно было легко отличить от других проводящих элементов. При осмотре заземления окраска помогает быстро определить объект проверки.

Важно! Окраске не подлежат те места заземляющих шин, которые предназначаются для присоединения к другим элементам системы и временного подключения специальных переносных заземлений.

Согласно требованиям ПУЭ остальные места таких шин должны окрашиваться в комбинированный зелёно-жёлтый цвет (зелёный фон с желтой полосой, наносимой вдоль проводника).

Сочленение

При осмотре заземления проверяются соединения элементов. Сочленение заземляющих шин и крепление их к металлоконструкциям должно выполняться на сварку, за исключением отдельных разъёмных мест, используемых для подключения измерительных приборов. Размеры зоны наложения пластин в местах сочленения делаются равными ширине проводников (в случае их прямоугольной формы) и шести диаметрам при шине цилиндрической формы.

К корпусам электрооборудования шины заземления подключаются под имеющийся на их основании специальный болт. Корпуса стационарных электротехнических устройств, монтируемых на специальных салазках, заземляются путем присоединения защитной шины на их подвижных частях.

При работе в условиях сильных вибраций, ослабляющих место крепления электрооборудования, необходимы специальные меры предупреждения этого процесса (применение контргаек, контрящих шайб и так далее). Контактные зоны проводников и участков обслуживаемых агрегатов в точках их болтовых сочленений тщательно зачищаются вплоть до образования металлического блеска. По достижении требуемой гладкости контактных площадок последние покрываются слоем специальной технической смазки.

Также интересно
© 2018 Все права защищены
Права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат их автору. Использование материалов возможно при наличии активной ссылки на источник. Информация взята из открытых источников и носит ознакомительный характер. За точными данными обращайтесь в лицензированные организации.
Политика конфиденциальности
Adblock detector